Цивилизация, которой пока нет

Цивилизация, которой пока нет
Елена Маркосян
 
Дискуссия на УП, открытая статьей Вячеслава Кириленко и продолженная
публикацией Тараса Стецькива "Украинский выбор: медленно и упрямо" из
числа тех, которая дает возможность расставить точки над "i" в важнейших
вопросах развития нации и государства. Оппонировать Тарасу Стецькиву,
практически не в чем, потому что он плохо представляет себе, что такое
цивилизационный выбор как таковой, и интерпретирует его суть так, как ему
это удобно.
 
Но если отбросить "свободные фантазии" наших политиков и посмотреть на
суть цивилизационного выбора так, как его понимают на Западе и на Востоке
философы и идеологи, то, действительно, станут понятны истоки многих
проблем в Украине. С их точки зрения, цивилизационный выбор заключается в
ответе на базовый вопрос о первичности ценностей.
Для Запада первична жизнь человека, его интересы, права и свободы (включая право на материальную собственность, выбор языка общения, места проживания и пр.).
Для Востока первична духовная идея, а жизнь человека лишь инструмент ее
реализации. Кто прав – вечный вопрос из разряда "что появилось раньше –
курица или яйцо". Думаю, что с позиции Будущего, правы оба.
 
Идеи и Интересы
 
Политика Западной цивилизации ориентирована на удовлетворение материальных
потребностей Человека. Политика Востока ранее была ограничена соблюдением
традиций, а сегодня динамично меняет свое качество. Те страны и нации, которые попытались Идею и Жизнь человека сделать равноценными в процессе развития, становились эффективнее других. В этом формате мировое лидерство США – это естественный результат страны, сумевшей придать Идее статус базовой
ценности общества и гражданина. Идею успешности Человека. Однако, это идея
бездуховна в своей сути. Ее цель – успешный человек, для которого
интеллект, ремесло, хитрость, напористость и алчность более важны, чем
духовность, потому что в большей степени гарантируют успех. При этом,
показателем успешности являются материальный достаток, слава и статус,
независимо от того, каким образом они приобретены.
 
Моральность в условиях жесткой конкуренции на рынке частенько мешает эту
конкуренцию выигрывать. Что и послужило причиной объявления Джихада –
священной войны мусульман против бездуховной силы (США), навязывающей миру
свою модель развития, в которой деньги и мечта, и цель, и средство. До
1993 года о конфликте цивилизаций не было и речи, потому что СССР
фактически противостоял Америке и сдерживал цивилизационную экспансию
западного мира. Союз был более воспринимаемым арабским миром еще и потому,
что модель развития, реализуемая в СССР, хотя, так же была бездуховна, НО!
занимала "подобающее" ей место – над человеком. Ведь идея построения
коммунизма была первична, а жизнь и права отдельной личности не стоили
ничего. В этом и заключалась суть "азиатчины" Союза.
 
И если мы хотим сегодня сделать цивилизационный выбор в сторону Европы или
Азии, то должны ответить на простой вопрос – что же для нас первично –
Человек, Идея построения национального государства, или что-то еще, что мы
пока не смогли сформулировать. В случае, если наш выбор – равноценность,
паритет и партнерство духовного и материального, разумного и
инстинктивного, творческого и прагматичного, мужского и женского, научного
и интуитивного и т.д., то нам предстоит заложить основы цивилизации,
которой пока не существует.
 
Скачать весь документРазмер файла
civilizacia.doc53.5 кб