Дом на Востоке

Дом на Востоке
 
Дмитрий Губин, Елена Райгородецкая
 
«Дом на Востоке» — это быт, культура, работа, идеология и традиция
миллионов граждан Украины. Он носит типовые черты проектирования и
обустройства. В основу этого «дома» положен свой исторический фундамент.
Окна «дома на Востоке» выходят на ту сторону, которую так называемая
«українська влада» хочет окружить высоким забором. Но хватит аллегорий.
Особенности менталитета жителя Восточной Украины еще не описаны научных
трудах по истории и психологии. Пожалуй, начнем этот процесс.
 
Нескучный край или Три волны миграции
 
Еще 400 лет назад Восток Украины был скучным - чистое Дикое Поле. Заселен
был только Крым, да еще несколько турецких крепостей стояли на Черном
море. Большая часть территории принадлежала Москве, остальная — крымскому
ханству. В XVII веке русские цари разрешили селиться на свободных землях
украинцам, бежавшим от польских притеснений. Русские и украинцы стали
осваивать Дикое поле, совместно защищая южные кордоны империи от татарских
орд. Так появилась Слобожанщина.
 
Вторая волна оживления края — появление Новороссии (Крым, Причерноморские
области, южное Приднепровье), которое связано с именами светлейшего князя
Григория Потемкина, императрицы Екатерины Великой и военачальников Петра
Румянцева и Олександра Суворова. Государыня разрешила поселяться в этих
представителям всех национальностей, кто хотел начать жизнь с чистого
листа. Как и во времена освоения Северной Америки, здесь находили свой дом
все угнетенные и бесприютные, талантливые, сметливые и смелые. Земледельцы
быстро становились горожанами — городки, судоверфи, военные базы, железные
дороги.
 
Восток и Юг как бы вырастал из земли, уходя вверх и вширь невиданным ранее
размахом строительства и производства. Украинцы, греки, немцы, шведы,
болгары, русские, татары — никто ни у кого не спрашивал национальность,
когда осаждали Очаков и Измаил, защищали Севастополь или строили
ДнепроГЭС.
 
Но совсем нескучным стал Восток во ІІ половине ХІХ века. Новая волна была
связана с промышленным освоением края. Со всех концов империи люди ехали
строить заводы и шахты, и работать на них. Этот процесс не прервала ни
революция, ни гражданская война. Он продолжался до 60-х годов прошлого
века и усиливался принципом урбанизации: рабочие поселки вырастали в
городки, городок становился полноценным городом. А Харьков и Екатеринослав
(Днепропетровск) стали огромными промышленными центрами.
 
Так был освоен уникальный Донецкий угольный бассейн, который превратился в
плавильный котел национальностей и религий. Языком общения естественным
образом стал русский, а в быту и в сельской местности часто говорят на
суржике, причем считают его русским языком. Даже вечный «еврейский вопрос»
в этих краях получил свой ответ: евреи, приехавшие из черты оседлости,
получали те же возможности, что другие национальности. Из местечкового
анекдотического типа еврей-горожанин становится на Востоке вполне
уважаемым ассимилянтом, и даже внешне мало отличается от своих соседей по
поселку или городку.
 
Весь ХХ век Юго-Восток Украины жил без национальных комплексов и решал
экономические проблемы своими силами. Произошло формирование фактически
нового этноса, состоящего из слобожанцев и новороссов. Они, в принципе,
соглашались называть себя украинцами, но любой национальной агрессии
давали жесточайший отпор: татарским работорговцам, турецким янычарам и
немецким оккупантам с украинскими националистами.
 
С точки зрения любой этнографической школы за девять-двенадцать поколений
здесь, на территории Слобожанщины, Новороссии и Донбасса, сформировался
отдельный, ни на кого не похожий народ.
Скачать весь документРазмер файла
vostok.doc67.5 кб