Очищение украинского национализма теорией этногенеза

Очищение украинского национализма теорией этногенеза
(опыт беспардонной компиляции)
Дмитрий Скворцов
 
Спустя почти десятилетия после провозглашения независимости Украина все еще
стоит перед вопросом быть ей или не быть, а если и быть, то в каком качестве.
Представители различных политических направлений видят ее будущее в составе
прямо противоположных геополитических сообществ, утверждая при этом, что победа
оппонентов равна небытию. Некоторые (в том числе и украинцы) отрицают и само
этого бытие, называя украинцев неотъемлемой частью тех или иных народов.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь выяснить,
кто мы есть. Являемся ли мы народом? Если являемся, то, имеем ли право на
самостоятельный выбор своего будущего? Если имеем, то, каким этому будущему
быть?
 
А что есть этнос?
Среди множества определений этноса нам следует принять одно, дабы безоговорочно
оперировать им в дальнейшем.
По обыкновению, заложенному в обитателях постсоветского пространства, обратимся
вначале к Большой Советской Энциклопедии: "Нация - исторически сложившаяся
устойчивая общность людей, которую характеризуют следующие признаки:
• общность языка,
• общность территории,
• общность экономической жизни и
• общность психического склада, проявляющегося в общности культуры".
Ключевой недостаток данной попытки определения состоит в пояснении явления посредством совокупности его свойств. Внутренняя природа не раскрыта. Да и сами свойства, не в полной мере тождественны указываемому носителю.
Начнем с языка. В дореволюционные времена дети из дворянских семей овладевали
сначала французским или немецким языком, а уж затем учили родной. В среде
современной украинской эмиграции нередки случаи совершенного незнания
украинского языка. Но это не означает, что в первом случае ребенок до
определенного возраста был немцем или французом, а во втором, что все американцы
украинского происхождения не считают себя украинцами. Есть много двуязычных и
триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке.
Говоря об общности территории, можно обратится к такому понятию как диаспора или
просто проживание кого-либо за пределами родины предков и закрыть вопрос.
Общность экономической жизни - понятие размытое. Как тогда быть со странами с
многоукладной экономикой? А можно ли говорить об общности культуры людей,
слушающих арт-рок и одноклеточных созданий, млеющих под "Зайку", ценителей гения Параджанова и воздыхателей телесериалов?
Весьма самодостаточное определение находим у Ж.-Ж. Руссо (Орфография и
пунктуация всех цитируемых источников сохранена), где "общественная личность,
составленная путем соединения всех остальных личностей" по отношению к последним принимает имя народа. Соединение это происходит посредством некого акта объединения, "немедленно создающего моральное и коллективное целое, ... которое получает путем этого самого акта свое единство, свое общее я, жизнь и волю".
Скачать весь документРазмер файла
ochistka.doc455.5 кб