Современная российская идеология

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
 
Критические заметки
 
Р.Р. Вахитов
 
С точки зрения властей сегодняшней Российской Федерации в нашей стране не
существует господствующей идеологии. В доказательство этого ссылаются на тот
факт, что нынешнее российское государство не готовит кадры «идеологических
работников» для армии, школ вузов, предприятий, не осуществляет посредством
этого института освещения «под нужным углом» политики правительства и вообще
руководства страны, наконец, не ставит в привилегированное положение какую-либо
из политических партий и не осуществляет политической цензуры над СМИ. Не будем
при этом говорить о том, что на самом деле это, мягко говоря, натяжка: цензура
СМИ, а также сообществ ученых, художников, писателей производится с не меньшим,
а, может, и большим успехом, только теперь не открытыми, авторитарными методами,
а скрытыми, финансовыми и писатель или ученый, не выгодный истеблишменту,
никогда не получит грантов, премий, субсидий, короче, средств, необходимых для
продолжения работы, а сама его работа будет замалчиваться...
1. С точки зрения властей сегодняшней Российской Федерации в нашей стране не
существует господствующей идеологии. В доказательство этого ссылаются на тот
факт, что нынешнее российское государство не готовит кадры «идеологических
работников» для армии, школ вузов, предприятий, не осуществляет посредством
этого института освещения «под нужным углом» политики правительства и вообще
руководства страны, наконец, не ставит в привилегированное положение какую-либо
из политических партий и не осуществляет политической цензуры над СМИ. Не будем
при этом говорить о том, что на самом деле это, мягко говоря, натяжка: цензура
СМИ, а также сообществ ученых, художников, писателей производится с не меньшим,
а, может, и большим успехом, только теперь не открытыми, авторитарными методами,
а скрытыми, финансовыми и писатель или ученый, не выгодный истеблишменту,
никогда не получит грантов, премий, субсидий, короче, средств, необходимых для
продолжения работы, а сама его работа будет замалчиваться; далее, в современных
вузах и школах производиться не меньшая, а, может, и большая пропагандистская
накачка, только теперь вместо штампов о классовой борьбе, загнивании капитализма
и т.п. мы слышим, причем, зачастую от тех же самых учителей и преподавателей
диаметрально противоположные штампы – о прекрасной жизни цивилизованных стран, о
бесконфликтном открытом обществе и т.д. Наконец, единственная и все и вся
определяющая политическая партия сохранилась, но сегодня она разделилась на
несколько, якобы жестоко конкурирующих друг с другом партиек – вроде СПС,
«Яблока», «Единой России», видимо, ради того, чтобы обыватель поверил в миф о
благословенном плюрализме, когда же политическая ситуация становится для режима
неблагоприятной все эти «непримиримые друзья» прекрасно объединяются и выступают
одним фронтом, например, против коммунистов.
Однако, об этом было уже сказано немало, мы обратим внимание на другое.
Симптоматично, что под идеологией сегодняшние «власть имущие», а также
озвучивающая их позиции пресса понимают исключительно концептуализированную
совокупность идей, которые при помощи массовых и организованных государством
мероприятий открыто внушаются жителям страны. Действительно, такой открыто
заявленной и открыто пропагандируемой системы идей у нынешней власти нет. Но –
спешу разочаровать апологетов российского либерализма – она и не является
идеологией в строгом, научном смысле этого слова. Итак, ответ на вопрос: «есть
ли у современной России идеология?» может быть получен только после того, как мы
ответим на другой вопрос: что же такое идеология вообще?
2. Классическое философское определение идеологии, восходит к Карлу Марксу,
который и в области теории идеологии, также как и во многих других областях –
политэкономии, философии истории был мыслителем, совершившим подлинную
революцию. Причем, это марксово определение легло в основу практически всех
современных концепций идеологии, зачастую, имеющих к марксизму косвенное
отношение – «социология знания» Карла Манхейма или совершено противостоящих
марксизму – концепция «конца идеологии» Карла Поппера. Таким образом, значимость
марксова определения не зависит от того, являемся ли мы марксистами и разделяем
ли материализма (скажем, А.Ф. Лосев успешно применял марксистский метод для
анализа античного общества, именно как метод, оставаясь при этом в философии
христианским неоплатоником).
Скачать весь документРазмер файла
ideologia.doc103.5 кб