Университет против Капища

Университет против Капища
Бузина Олесь
Есть один миф, не известно, кем и когда пущенный, но тем
не менее живучий: «Киев - соперник Константинополя». Так
якобы говорили в XI веке восхищенные иностранцы, увидев
столицу Древней Руси. Ничем, кроме «шароварного»
патриотизма, миф сей не подтверждается. Зато кочует из
книги в книгу с резвостью, достойной лучшего применения.
Что такое Киев XI века, можно представить: Подол и
заселенный кусочек нынешнего центра между Историческим
музеем, Львовской и Михайловской площадями. Золотые
ворота - вход в «столицу мира». Софийский собор -
окраина. Обойти княжий град можно было за полчаса
неспешного хода. Еще столько же заняла бы прогулка по
Подолу. Жителей тысяч тридцать. Богатств - почти нет.
Серебро держат олигархи в крупных слитках-гривнях.
Торговля в основном - по бартеру. Монет со второй
половины XI века нет - пути к Византии отрезали половцы,
а внутри страны царит натуральное хозяйство. Так этот
период и получил у нумизматов название - «безмонетный».
В общем, мрачная картина, обрамленная темными городскими
стенами из бревен-кругляков.
 
ИППОДРОМ НА ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ
А вот чем был в те времена Константинополь, представить
можно только с недавнего времени, когда появился русский
перевод популярного издания Мишеля Каплана «Золото
Византии». Население столицы Византийской империи
превосходило Киев более чем в десять раз, доходя до 400
тысяч жителей. Вместимость главного спортивного
сооружения города - ипподрома - составляла пятьдесят
тысяч человек (напомню, что трибуны Центрального
стадиона в Киеве сегодняшнем только вдвое вместительнее
- сто тысяч).
Если вернуться из XI века на сто лет раньше, сравнение
получится еще контрастнее. В IX веке в Константинополе
восстанавливают университет под руководством
прославленного ученого Льва Математика, столь
знаменитого во всем мире, что арабский халиф аль-Мамун
из династии Аббасидов мечтал пригласить его в Багдад.
Обучение в университете было, как при социализме,
бесплатным, но число студентов жестко ограниченным. На
четырех кафедрах преподавали философию, астрономию,
геометрию и грамматику. В это время киевляне еще просто
не умели читать, развлекаясь человеческими
жертвоприношениями языческим богам, а богатство и
престиж измеряя тем, может ли мужчина прихватить с собой
в мир иной специально придушенную рабыню.
Скачать весь документРазмер файла
univer.doc26.5 кб