Новая украинская мифология

Новая украинская мифология
Алексей Юдин
В 1570 г. в городе Антверпене было издано под названием «Opera Joannis Goropii
Beccani» собрание сочинений фламандского медика и ориенталиста Горопия Бекана
(Van Gorp или Goropius Becanus, 1518-1572), автора различных трактатов, в
частности, «Амазонических писаний» и «Origines gentium». В своем труде,
посвященном происхождению народов, он доказывал среди прочего, что голландский
язык был древнейшим языком на земле, а рай находился в Голландии. Сейчас иногда
кажется, что Бекан был не так уж и далек от истины, особенно относительно
местоположения рая. Но шло время, и количество претендентов на звание
«первонарода» увеличивалось (тем более, что попытки «экспериментально»
установить первый язык, как в случае воспитанного ради этого в полной изоляции
от мира и его языков несчастного Каспара Гаузера, не приносили желаемого
результата). Вероятно, в духовном развитии многих народов наступал однажды
момент, когда признание себя главнейшим, величайшим, на худой конец - первым и
спасающим (мессианским) позволяло объединиться, отличить себя от прочих,
избежать денационализации. Может быть, это просто некая возрастная болезнь
нациетворчества, которую знаменитый польский этнограф Ян Станислав Быстронь
назвал в свое время «национальной мегаломанией»[1]. Польша тоже в свое время
переболела ею. Быстронь писал о ксендзе-францисканце, докторе теологии, генерале
Общества по выкупанию узников Войцехе Демболенцком, который издал в 1633 г. в
Варшаве любопытную книгу, посвященную доказательству прав древнейшего в Европе
Королевства Польского (или Скифского) на наследство Адама, Сифа и Иафета и,
соответственно, на мировое господство. В книге говорилось, в частности, о былом
переносе трона мира из Ливана на территорию Польской Короны, из чего следовал
вывод, что поляки-скифы (или сарматы) - древнейший народ на земле и прямо
наследуют политическую власть надо всем миром. Для автора было несомненным, «что
белый орел вскоре снова будет простирать крыла свои надо всем светом, когда
какой-либо король польский, или аквилонский, покорив турок, трон или мировое
Величество перенесет из Польши в Сирию и установит там на Ливанской горе, где он
был изначально и откуда его к нам Полях (так!), наш предок, перенес. И на нем с
наследниками своими до скончания света вновь как прежде будет властвовать над
Азией, Африкой и Европой». Права Польши на воссоздание мировой империи опираются
здесь на родословные. Но Демболенцкий приводил и лингвистические аргументы.
Ясно, что если до смешения наречий во время строительства Вавилонской башни
человечество пользовалось одним единственным языком, то лишь один язык из ныне
существующих может претендовать на статус первого, изначального (соответственно
- сакрального, истинного, сотворенного Богом для первых людей). Таковым,
несомненно, является «словеньски» (т. е. по сути польский), который Демболенцкий
отождествлял с первым в мире сирийским языком. Греческий, латынь и прочие языки
ведут свой род от славянского. Аргумент в пользу «первичности» славянского
приводился весьма остроумный: никакой иноземец («никакая неукрепленная губа») не
выговорит его слов chrzaszcz, chrzest, trzpien, trzmiel и им подобных. Это ли не
свидетельство превосходства?! Впрочем, языковая мегаломания не ограничилась в
Польше 17 веком. Быстронь писал, что даже в 1895 г. в Вильне вышла книга
известного библиографа середины прошлого века Адама Йохера под названием:
«Гармония языков, или слияние их в один, то есть польский, при помощи
финикийского, возвращенного в семью славянских языков», где автор доказывал
первичность польского языка...
Скачать весь документРазмер файла
novoe.doc80.5 кб