Дано ли украинскому историку познать мир?

Дано ли украинскому историку познать мир?
Соломатин Ю.
 
История - дама с капризами... Еще капризней дамы и
джентльмены от истории. Именно такое впечатление у меня
сложилось после ознакомления с интервью одного модерного
украинского историка, опубликованного недавно в
популярном всеукраинском либерально-демократическом
еженедельнике ( Юрий Чорней « Историку не дано познать
мир таким, каким он был на самом деле...» ЗН № 3/428 25
января 2003 года).
 
Вывод, к которому приходят такие историки, - кругл, как
носок солдатского валенка: « Историку не дано познать
мир таким, каким он был на самом деле...». Поэтому
каждый историк пишет такую историю, которая ему сейчас
видится. Украинский историк - тем более. Ибо, по
известной украинской поговорке, « в каждой хате - своя
правда». Тем более в современной независимой украинской
державной «хате».
Точка зрения не нова. Вспомним хотя бы немецкого
философа и отца герменевтики Георга Ханса Гадамера:
«Мыслить исторически - значит признавать за каждой
эпохой ее собственное право на существование, даже ее
собственное совершенство». Вторит ему современник Карл
Раймонд Поппер: « Каждое поколение имеет право по-своему
интерпретировать историю и не только имеет право, а в
каком-то смысле и обязано это делать, чтобы
удовлетворить свои потребности».
Неудивительно, что в современной Украине, живущей в
эпоху перемен, возникла такая острая потребность на
модерновых историков. Их усилиями происходит замещение
ранее считавшихся выдающимися исторических событий и лиц
другими, происходит своего рода историческая
«рокировка», К примеру, вместо Великой Отечественной
войны и ее героев на первый план выходит Вторая мировая
война с героями - «вояками» ОУН-УПА, вместо Богдана
Хмельницкого главным «державотворцем» становится Иван
Мазепа и т.д.
А в средней школе столицы Украины ученики 5-го класса
уже пишут сочинение на тему «Суд народа над Тарасом
Бульбой», в котором Андрей, младший сын старого
казацкого полковника, предавший отца и старшего брата,
товарищество казацкое и веру православную, -
провозглашается предтечей нынешних евроинтеграторов и
европроходцев, а батько Тарас предается анафеме за
нарушение прав человека и приговаривается к покаранию
через повешение.
Скачать весь документРазмер файла
istoria.doc30.5 кб