Русская правда для Украины

Русская правда для Украины
Владимир Годик
 
Ключевая роль преподавания истории в формировании
национальной самоидентификации общепризнанна.
Возникновение во второй половине XIX века украинской
историографии поставило вопрос о прочности русской
идентичности. С распадом же СССР проблема сохранения
русской идентичности встала уже не только у тех, кто
добровольно или не очень был переименован в украинцев,
но у огромного количества тех, кто считает себя русским.
Вне контекста русской истории русские по-настоящему не
смогут сохраниться.
Проблема в том, что русские на Украине до сих пор часто
пытаются игнорировать украинскую пропаганду под
историческим соусом. Это желание обусловлено тем, что
многим воспитанным в духе русской или советской
историографии она кажется полной нелепостью и даже
невежеством. Но такое отношение проблему не просто не
решает, а только усугубляет.
Русская историография на момент появления украинской уже
практически состоялась. Украинская же историография в
качестве своей миссии ставила сепаратизм, а вовсе не
опровержение русских источников. Еще Михаил Сергеевич
Грушевский, как талантливый сепаратист, занимался не
научным спором, а писал историю Древней Руси, изъяв из
нее русских и заменив их на украинцев. Он старался
максимально не касаться территорий Северной Руси, за
исключением случаев, когда какое-то событие можно было
преподнести как вражду южных русских княжеств с
северными. Дальнейшая работа в развитие этой концепции,
независимо от того, следовали ли украинские историки в
умеренном "грушевском" ключе, или, пытаясь преподносить
историю взаимоотношений русских и украинцев как самых
злейших врагов, всегда должна была работать на
сепаратизм. Конечно, такое изложение истории приводит
порой к нестыковкам или полностью абсурдным выводам. Но
проблема в том, что в сложившихся условиях ни
классическая русская историография, ни классическая же
советская не будут адекватным ответом. Во-первых, как
сказано выше, украинская историография была создана как
нарочито не замечающая русскую. Во-вторых, российская
официальная историография в силу ее стремления к внешней
цельности и логичности не могла не сглаживать углы, тем
самым сама нарушая историческую логику. В таком случае
получается, что "у каждого своя правда" и выигрывает
тот, кто хочет разделения.
Скачать весь документРазмер файла
pravda.doc97 кб