Пересмешник-Освободитель

Пересмешник-Освободитель
 
01События весны-лета 2007 г. вокруг роспуска Верховной Рады, когда
коалиция и оппозиция объявили не легитимными все центральные органы
власти, говорят, что Украина находится в состоянии системного
тупика. При этом политологи замечают, что перевыборы ничего не
дадут. Расклад сил в парламенте не изменится, партии новой
оппозиции, опять потребуют перевыборов. И так до бесконечности, пока
не развалят Украину. Здоровой реакцией социума на эту угрозу может
быть всенародное осмеяние порочного порядка в целом. И здесь
многообещающим выглядело появление внесистемного проекта «Блок Верки
Сердючки» (БВС), основанного на образе пересмешника, носителя
народной иронии и житейской мудрости. Но, при условии, что проект
будет нести социальную функцию, без которой вся его потенция
блекнет, превращаясь в предприятие по добыче депутатских мандатов.
 
От сатурналий до юродства
 
02Народная смеховая культура – ровесница человечества. В
до-государственную эпоху серьезный и смеховой аспекты бога, мира и
человека были равноценны [1]. Государство отделило смех от власти.
Он остался с народом, например, в древнегреческом культе Диониса,
который, в противовес богу племенной аристократии Аполлону, считался
божеством простого люда. Его празднества сопровождались веселыми
застольями, показами комедий, свободной любовью. Диониса славили,
как освободителя от мирских забот, разрушителя рутинного быта [2].
Спутниками бога считались демоны-сатиры, от имени которых и
произошло само понятие обличительного юмора.
03Проявления социального смеха отмечаются в Риме, в празднике
сатурналий. На время праздника, как периода возвращения хаоса,
избирался новый царь, Повелитель Беспорядков, отдававший шутливые и
нелепые приказания. Сатурналии сопровождались необузданным весельем.
Дни Сатурна считались ежегодным возвращением к «золотому веку» его
правления, - времени всеобщей свободы и равенства. По Лукиану, все
пили одинаковое вино, мясо делилось поровну [3]. Рабы наделялись
полной свободой слова и должны были критиковать своих господ, а те
прислуживали рабам за столом. По Фрезеру, каждый дом превращался в
мини-государство, где рабы занимали высшие посты, отдавали
приказания, судили [4]. Конечно, это был ритуал для снятия
напряжения в обществе. Но и в нем уже можно увидеть оригинальную
форму бесконфликтного социального обновления через народное осмеяние
порочного порядка.
04Позднее элементы этого обычая были унаследованы итальянским
карнавалом и шире, - площадной народно-смеховой культурой
средневековья, с ее потешными обрядами, шутами, скоморохами,
балаганами. Эта культура имела огромное влияние и по всей Европе
исполняла роль «народной оппозиции». Как отмечает Бахтин, «Целый
необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной
и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального
средневековья [5]». По Сатарову, средневековый Праздник Дураков
представлял собой ритуальное разрушение социального порядка [6]. То
есть был аналогичен хаосу сатурналий.
Скачать весь документРазмер файла
svoboda.doc54 кб