Свобода от принуждения

Свобода от принуждения
  1. Система координат.
  2. Уровни власти.
  3. Уровни эксплуатации.
  4. Рынок и анархия.
  5. Либертарный капитализм.
  6. Эволюция.
  7. Освобождение личности.
 
(часть 1)
Анархия не осуществляется силой
Э. Малатеста
 
Система координат
 
Сначала хочу поблагодарить А. Дубовика (РКАС-Днепропетровск) за
приглашение к полемике об анархическом идеале и путях его
достижения. И, чтобы спор был плодотворен, предлагаю установить
единую систему координат, - конкретизировать цели, к которым мы
движемся. Лишь после этого можно понять, чей путь ведет к ним и с
наименьшими затратами. Причем, в процессе такой конкретизации
разумный анархист не может безоглядно верить отцам учения. Надо
проверять их выкладки здравым смыслом и достижениями науки. Помнить,
что столпы анархизма не создавали свои теории посредством гениальных
наитий, а опирались на современные им знания. Все меняется. Была
жизнь после Кропоткина, как и будет после нас. Это марксизм-ленинизм
мог утверждать, что его учение вечное, потому что верное. Анархисту
к лицу быть трезвее и критичнее. Поэтому каждый разумный анархист
пишет для себя анархию заново. Но каждое такое обновление приближает
реализацию анархии.
 
И я не даю клятву верности Штирнеру, Бакунину или Кропоткину. Но
частично использую их идеи, созвучные моему пониманию анархии, а так
же идеи близких течений. Для меня важнейшая цель анархизма –
освобождение личности. Если кто-либо из «анархистов» выше ставит
идею освобождения общества, - мне в рамках анархизма с ним спорить
бессмысленно, как с человеком, преследующим неанархические цели. Но
что такое освобождение личности? Мы ищем максимальную свободу для
индивида, которая при этом не нарушала бы свободы других индивидов.
Анархисты видят такое освобождение в упразднении власти и
эксплуатации в смысле политического и экономического принуждения.
Отсюда анархия – это не особый строй или порядок принятия решений, а
«непринуждение», как принцип взаимодействия индивидов. И уже
руководствуясь этим принципом надо планировать коллективные решения
и представлять себе социальную организацию из них вытекающую.
 
Сторонники разных течений анархизма предлагают лишь разные пути
освобождения от принуждения. Все остальное – создание технологий
освобождения и их применение – явно вторично. Поэтому сначала надо
спорить о результативности концепций по достижению заявленной цели.
Если они не приводят к ожидаемому результату, - нечего разрабатывать
и технологии их достижения. Или, во всяком случае, навязывать их,
как единственный путь к анархии. В первую очередь, это касается
условия анархо-коммунистического проекта – освобождения не только от
власти, но и от капитала, якобы тождественного экономической
эксплуатации. Я же берусь показать, что анархические теории не
только не отрицают власть полностью, но и не избавляют от
эксплуатации в сфере экономики. Для чего я это делаю? Чтобы
облегчить создание безгосударственного общества. Вынести за рамки
анархии, как модели социального устройства, философские и майданные
проявления анархизма, необходимые в агитации или тактике борьбы, но
не в повседневной жизни анархии.
Скачать весь документРазмер файла
svoboda2.doc189.5 кб