Свобода и самостоятельность

Свобода и самостоятельность
 
01Понятие свободы многогранно, но и предельно затаскано. А то или
иное ее определение влечет за собой формулировку всего комплекса
любой идеологии, в том числе и анархизма. Поэтому я хочу очертить
свое понимание свободы, которое с моей точки зрения и должно дать
последовательный и, главное, развивающийся анархизм. Ошибочно и
бесперспективно считать, что свобода анархиста – есть
бескомпромиссная свобода от власти или эксплуатации. Такую
радикальную позицию не подтверждают реальные действия и социальные
связи подавляющего большинства современных анархистов. Несмотря на
все свои радикальные заявления в Интернете, в повседневном реале они
вполне законопослушные граждане и легко поддаются эксплуатации на
частных или государственных предприятиях.
 
Свобода выбора
 
02Мало того, зачастую не наблюдается логической последовательности
даже в их заявлениях. Проповедуя абсолютную нетерпимость к
государству и капиталистической эксплуатации, они совершенно
спокойно выходят на демонстрации в защиту социальных гарантий,
требуя от государства же сохранения и соблюдения тех законов, что
обеспечивают им приемлемую компенсацию за эксплуатацию и подданство.
Яркий пример – выступления 1 июля 2004 г., в которых участвовали
омские, ярославские и московские анархисты. Такая нестыковка слова и
дела не может прибавить доверия к анархизму, тем более ввиду
популярного левоанархического лозунга о единстве цели и действий.
Однако я ратую не за соответствующий пананархическим заявлениям
отказ от контактов с капиталом и властью, а, напротив, за
приближение лозунгов анархистов к реалиям их жизни. Так, по крайней
мере, будет честно.
03Итак, бескомпромиссное и немедленное отрицание власти и
эксплуатации неестественно сужает анархическую доктрину, не дает ей
развиться из этатической реальности в безвластное будущее. К
анархической концепции свободы личности по моему мнению наиболее
подходит определение Б. Спинозы о том, что свобода есть
индивидуальная способность самостоятельно судить о вещах и явлениях,
без принуждения. Эта концепция находит свое продолжение и у
основателя русского анархо-индивидуализма А. Борового, как полная
свобода самоопределения. Другими словами, свобода анархиста – есть
свобода выбора, возможность индивида суверенно определять, когда и
какой частью своей свободы он может поступиться для сохранения и
преумножения свободы в целом.
04Именно из свободы выбора вытекает политическая автономия личности.
Если индивид в социуме не имеет возможности произвести выбор,
отличный от остальных, значит, он не свободен. Из свободы выбора
можно вывести и еще одно определение, которое поможет понять, что с
этой индивидуальной свободой можно делать. Свободу можно
рассматривать, как отсутствие принуждения к каким-либо действиям.
Образно говоря, исходная позиция, - лежишь на пляже, ни к чему не
принуждаем, не прилагая никаких усилий. Так сказать, блаженная
безмятежность. Только захочется есть. И вот здесь возможность
свободного выбора дает тебе право решить, как обменять часть своей
свободы (времени и сил) на удовлетворение личных потребностей.
Вопрос эксплуатации
05Освобожденный анархизмом человек, субъект анархической свободы
может выбрать даже рабство, - бесплатный труд без права участия в
выборе объекта труда, только за пропитание, одежду и крышу. Если
рабство – результат свободного выбора, оно вполне ложится в
концепцию анархии. Легко представить ситуацию, когда влюбленный
мужчина идет в рабское услужение к объекту своих чувств только за
возможность находится рядом. Налицо рабская эксплуатация и без
всякой оплаты и содержания. Но разве анархическая общественность
может иметь право запретить подобную бесплатную эксплуатацию,
подобно тому, как советские профкомы пытались регулировать семейные
отношения? Разумеется, нет.
Скачать весь документРазмер файла
svoboda.doc36 кб