Правый анархизм: ориентация в пространстве

Правый анархизм: ориентация в пространстве
 
01Собственно, мы имеем в виду политическую ориентацию. И на первый
взгляд может показаться, что вопрос ясен, - правый анархизм должен
позиционироваться между либерализмом и анархо-коммунизмом. Грубо
говоря, это так. Однако, реальная модель намного сложнее.
Политическая ориентация «левый-правый» достаточно субъективна.
Например, с начала ХХ в. в России партии именовали так других
участников политического спектра относительно себя. Так для
монархистов и националистов 1917 г. кадеты были «левыми», для
большевиков – однозначно «правыми».
 
Слева направо
 
02Со времён эпохи Просвещения «правыми» называли консерваторов,
реакционеров, а «левыми», - реформаторов, революционеров. Согласно
данным профессора В. Старцева, понятия «левый-правый» вошли в
отечественную публицистику в конце XIX в. «Левыми стали называть
движения и деятелей, стремившихся к радикальному изменению
существующего строя на началах социализма. Правыми же -
консерваторов, стремившихся этот строй (капиталистический,
буржуазный) сохранить» (www.pchela.ru, №7, 1996). К экономически
«левым» тогда относились и анархисты всех направлений. Сюда входили
и анархо-индивидуалисты, находившиеся в плену у ещё не
обанкротившегося мифа социализма.
03Но теперь в постсоветских республиках всё наоборот. «Левые»
стремятся к сохранению старого социалистического порядка, а
реформаторами выступают «правые» апологеты капитализма. Любопытно,
что и ультралевые анархо-коммунисты выступают в данном вопросе на
стороне консерваторов, реакционеров, так как считают социализм
единственно возможной базой для движения к анархическому коммунизму,
а капитализм – отступлением назад с уже завоеванных позиций. Налицо
не просто национальная особенность ориентации. Перед нами
показательный пример того, что политэкономическая реальность не
умещается в одномерный политический спектр. Она многомерна и поэтому
для традиционного мыслящего политолога кажется противоречивой.
04По замечанию идеологически далекого от нас, но разумного
председателя «Евразийского клуба» А. Малера «оппозиция "правые" -
"левые" существует в двух разных плоскостях - политике и экономике».
«Правые» в политике – это теократы, этатисты и националисты.
Политически «правым» (что особенно видно на примере монархистов)
присуще видение сакральной легитимности власти. Для «левых» власть
не священна, а контролируема. «Левые» в политике – это
интернационалисты, антиэтатисты и, конечно же, индивидуалисты. По
Малеру, «В центре внимания у политических "левых" стоит атомарный
индивидуум, лишенный всех "наносных" исторических ограничений -
религиозной, национальной и государственной принадлежности». Но
тогда анархо-индивидуалистов, определяющих конечную цель
освобождения, как полную свободу личности, выступающих за абсолютное
самоуправление индивида, политически можно рассматривать как «крайне
левых», «предельно левых», левее анархо-коммунистов.
05С другой стороны, отказ власти в легитимности вмешательства в
экономику присущ именно «правым», а «левые», напротив, постоянно
навязывают экономическим субъектам государственное вмешательство.
Соответственно, анархо-коммунисты, хоть и против государства, но
выступают за регулирование производства и потребления, то есть за
подчиненность экономики, отсутствие экономической свободы. Поэтому в
экономическом плане анархо-индивидуалисты никак не могут быть
левыми. Ставя в основу социума свободный договор одного индивида с
другим и так далее со всем интересующим его миром, мы естественно
подразумеваем в таком построении и полную экономическую свободу, то
есть абсолютную «правизну» в экономике. Именно поэтому современную,
развитую форму анархо-индивидуализма мы определяем как правый
анархизм.
 
Скачать весь документРазмер файла
praviy.doc43.5 кб