Обретение рая

Обретение рая
 
Остров "блаженных"
 
01Одним из концептуальных тезисов классического анархизма являлся
антитеологизм, - отрицание религии. М. Неттлау заявлял, что
«Единственная связь между религией и анархизмом состоит, по моему
мнению, в том, что они занимают места на противоположных полюсах
человеческой эволюции [1]». Действительно, критике религии и церкви
уделяли внимание практически все крупные теоретики движения от
Штирнера до Кропоткина, а Толстой даже основал на этой критике новое
анархическое течение. Поэтому многие анархисты видят в
антитеологизме не специфику одного из этапов движения, а незыблемую
основу всей философии. Особенно такой ортодоксальностью страдают
левые анархисты (анархо-коммунисты и синдикалисты). Религиозный
человек для них не может быть анархистом. Между тем, само левое
(революционное) крыло анархизма насквозь религиозно.
02Религиозная природа революционного сознания была замечена еще
Достоевским [2]. Струве отмечал, что «анархизм и социализм русской
интеллигенции есть своего рода религия [3]». Утверждал религиозность
анархической революции Бакунин: «Я с полным основанием заявляю, что
Революция торжественно провозгласила новую, истинную религию,
религию не небесную, а земную, не божественную, а человеческую –
религию предназначения человека на земле [4]». Более мягко говорит
об этом украинский профессор-юрист В. Бачинин, указывая, что в
философской позиции Бакунина и Кропоткина «отчетливо проступает дух
христианского утопизма, желания скорейшего осуществления
евангельского идеала любви [5]». Наконец, современный европейский
анархист Б. Морель критично замечает, что хоть «В анархизме нет
единственной главной фигуры подобной Будде, Иисусу или Мухаммеду»,
но существуют предтеча, отцы церкви, ее авторитеты и святые.
«Существует персонифицированное зло сходное с Сатаной: государство и
капитализм, и небеса: революция [6]».
03В левом анархизме отчетливо звучит то, что известный исследователь
мифологии М. Элиаде называл «тоской по раю». Эта тоска в античных
религиях выливается в сказания о далеких «островах блаженных» или
возвращении «золотого века». Анархическая мечта о возвращении
довластного, чуть ли не первобытнообщинного (в смысле организации
социума) общества аналогична римскому мифу о «золотом веке», который
нужно вернуть, чтобы все люди стали счастливы. Община,
анархо-коммуна – это идеальная модель мироздания, космогонический
прообраз будущего бытия, рай анархии, в смысле идеала любви,
равенства и справедливости. Подобно древним первопоселениям и
анархическая коммуна по мысли ее создателей, - это сакральный
источник новой жизни, культовый центр, на который должны равняться
все адепты свободы.
04И соответственно, ожидание какого-то нового, невиданно честного и
порядочного мира после свержения государства и капитала есть
мессианское ожидание, идея сошествия некой божественной благодати.
«Анархия» в левой концепции, как и рай в религии, несет социальную
функцию общественного эталона, идеального местонахождения для
благообразных людей. Рай христианской мифологии давал моральные и
общественные ориентиры для повседневной проповеди и жизни.
Любопытно, что примыкающая к левому анархизму анархо-экологическая
концепция, как и наиболее архаичные концепции рая представляют собой
гармонизацию человека (общества) с природой. Только, если в религии
древних египтян рай – это обезвреживание природы, враждебной
человеку (спасающий от засухи полноводный Нил), то в анархо-экологии
– это уже идиллическая нейтрализация вреда человека природе.
05Пришествие атеизма быстро нашло раю идеальный заменитель. Вернее,
они существовал во всей истории религии на вторых ролях, а теперь
вышел на передний план. Это образ «светлого будущего», на параметры
поведения и быта которого надо равняться уже в мрачной
повседневности. Как эталонный образ рая задавал религиозным
последователям направление реформирования земной социальной сферы,
так и некий идеальный образ эталонной коммуны направлял действия
строителя свободного общества. Общество не получало внутреннюю
свободу, а лишь внешние атрибуты идеально представленного социума.
Так и исламские владыки, в религии которых четко прописаны именно
материальные атрибуты рая (фонтаны, ковры, парча, гарем), пытались
скопировать его в своей жизни. Разумеется, никакие «райские»
взаимоотношения за этим не следовали.
Скачать весь документРазмер файла
ray.doc84 кб