Махаевщина и антиглобализм

Махаевщина и антиглобализм
 
01За полтора столетия своей истории анархизм привнёс в этот мир
много противоречивых проявлений. От невиданных взлётов этической
мысли (принципиальный отказ от принуждения человека человеком) до
полного отрицания гуманности (движение «безмотивного террора»).
Одним из крайних проявлений невежества, экстремизма и даже
мракобесия в анархизме до сих пор считается махаевщина, -
аполитичное рабочее движение времён 1-й русской революции 1905-07
гг. Хотя сами идеологи анархизма не считали махаевцев анархистами
потому, что те не отрицали государства. Оно им было просто
безразлично.
 
Безумие непримеримых
 
02Махаевщина была непримиримым рабочим движением, отличавшимся
озлобленностью, заговорческим характером и экономическим террором.
Практика борьбы – стачки, экспроприации, экономический террор –
сближали с махаевцами анархистов. Мало того, махаевские организации,
- группы «Рабочий заговор» или «Союзы непримиримых» возникали в
будущих центрах анархизма раньше анархических групп и зачастую
служили базами их возникновения. Так крупная группа «Союз
непримиримых» возникла в 1902 г. в Одессе и создала свои отделения в
Белостоке, Варшаве, Вильно. В 1904 г. махаевская группа появилась в
Екатеринославе. И те же Одесса, Белосток и Екатеринослав стали 3
столицами анархизма в революцию 1905 г. Затем «Рабочий заговор»
появился в Москве, Петербурге, Бердичеве, Тамбове, Киеве, Кракове.
Всего махаевские группы охватывали в 1-ю революцию и период реакции
до 20 городов. Но махаевские настроения среди рабочих были
распространены намного шире.
03Однако социалистическая интеллигенция ненавидела махаевцев не за
то, что они сбивают пролетариат с пути истинного. Теоретики
социализма от марксистов до эсеров называли их деклассированным
сбродом, маргиналами, ополчившимися против интеллигенции. Особенно
доставалось основателю движения Яну Махайскому. В своём 3-х томном
труде «Умственный рабочий» - библии махаевщины – он писал: «наука
есть достояние привилегированных людей, касты белоручек, ученого
мира, существование которого есть существование паразита, основанное
на вековом грабеже обреченных на пожизненную каторгу рабочих масс»!
Конечно, для интеллигенции это был крик безграмотной черни,
крестовый поход мракобесия против науки, знаний, мысли. Было от чего
оскорбиться не только социалистам.
04Мало того, как бывший социал-демократ Махайский использовал
марксизм. Но, делая выводы в духе его экономической теории, он
пришел к совершенно немарксистскому выводу о том, что знания
являются средством производства, а собственник этого средства
производства – интеллигенция – является эксплуататорским классом. И
главным врагом пролетариата даже большим чем капиталисты. Это
притом, что социалистическая интеллигенция объявляла себя
освободительницей рабочего класса!
05Действительно, «Умственный рабочий» не выглядел капитальным трудом
самобытной революционной идеологии. В нем было много надёргано из
марксизма, анархизма, синдикализма и даже старого народничества.
Было много ненависти и наивности, далёких от экономики рецептов, не
было научного обоснования. Способ борьбы предлагался кардинальный:
создать всемирный рабочий заговор и непрекращающейся стачкой
победить капиталистов. А результатом этой победы Махайский видел
создание всеобщего имущественного равенства. И никакой тебе
политэкономии!
Скачать весь документРазмер файла
mah.doc32.5 кб