Идеология бессмертия

Идеология бессмертия
 
01Последним течением русского анархизма ХХ в. традиционно считается
анархо-универсализм А. Гордина. Доктрина, объединявшая идеи свободы
личности и мировой революции (интериндивидуализм), объявляла
анархическое общество будущего глобальным социумом с единым мировым
хозяйством и фактически являлась предтечей современной глобализации.
Однако родилась она в 1920 г., когда анархизм в зарождавшейся
Советской империи доживал свои последние дни.
02Организации безжалостно громились большевиками, движение гибло и
вырождалось, часть его членов бежала из страны, часть признала новую
власть. В 1921 г. фактически кончился и сам анархо-универсализм.
Поэтому рождение в его недрах нового и абсолютно оторванного от
реальности анархизма-биокосмизма не оставило сколько-нибудь
заметного следа в истории страны. Да и историки движения упоминают о
нем вскользь и настолько расплывчато, что всерьез не
заинтересовывают даже современных продолжателей анархизма. А
напрасно…
 
Бремя наития
 
03Основателем анархизма-биокосмизма считается поэт А. Агиенко
(Святогор), который объявил первые положения нового течения еще в
1909 г. в сборнике «Вехи». Но только в 1917 г. в журнале «Шлях»
Святогор выступает с программной статьей по реформе церкви и
революции духа. Церковь будущего он видел вольным объединением людей
сильной воли, не ждущих сошествия Духа Святого, а возводящих в себе
этот дух. В 1918 г. Святогор примкнул к группе анархо-футуристов,
сложившихся вокруг газеты «Анархия», органа Московской федерации
анархистских групп. После разгрома федерации войсками ВЧК в апреле
1918 г., Святогор уезжает на Украину, где, собственно, и происходит
кристаллизация анархизма-биокосмизма.
04Что же представляло собой эта, явно творческо-мистическая,
разновидность анархизма? Как резюмирует доктрину исследователь
биокосмизма А. Крусанов, «От идеологии биокосмизма веяло светлой
оптимистической детской верой во вселенскую справедливость:
бессмертие, воскрешение павших в борьбе за осуществление социального
идеала, в неограниченную мощь человеческого гения. Святогор желал
построить на принципах биокосмизма (личное бессмертие, воскрешение,
жизнь в космосе) новое общество, и с этой целью стремился, чтобы
биокосмические идеи стали достоянием каждого». Каким бы
нереалистичным не было это учение, но его дерзость превосходила
любые потуги политических анархистов, являлась титанической борьбой
с миропорядком, полной перестройкой мироздания, индивидуалистической
«вавилонской башней».
05Как организованная группа анархисты-биокосмисты начинали в 1920
г., в рядах Всероссийской секции анархо-универсалистов А. Гордина.
Они считали себя крайне левым флангом в искусстве, передовым отрядом
космической творческой революции. В клубе анархо-универсалистов в
Москве (ул. Тверская 68) обсуждались вопросы особой анархической
культуры. Естественно, понимание ее Святогором отличалось размахом
даже в сравнении с универсализмом. От интериндивидуализма Гордина он
сделал следующий шаг в интерпланетаризм. Глобальное единство
человечества ему казалось мелким и несущественным, в сравнении со
своей идеей вселенского единства.
06Причем, как бы развивая идею анархо-универсализма, как единого
глобального социума, биокосмисты утверждали, что космическим
кораблем для освоения просторов Вселенной должна стать сама Земля.
То есть не отдельные люди будут осваивать отдельные дали
пространства, но все глобальное человечество должно стать единым
экипажем своего дома-корабля. После прочтения трудов Циолковского
биокосмисты считали эту задачу осуществимой. Биокосмизм стал
естественным и логическим продолжением анархических исканий в
области максимального увеличения свободы личности, - на этот раз
освобождения от власти смерти и ограниченности планеты. Проще
говоря, они желали главной свободы – от гнета пространства и времени.
Скачать весь документРазмер файла
ideologia.doc42.5 кб