Заметки о гражданском обществе

Заметки о гражданском обществе (лекция)
Дмитрий Губин
 
Выборы в Украине (да и проходящая в данный момент думская кампания в
России) заставляют нас задуматься о том, почему подготовка к народному
волеизъявлению превращается в непомерно дорогостоящее и во многом
иррациональное действо.
 
У многих, даже социально активных личностей создается впечатление, что с
помощью изощренных политтехнологий можно «вылепить» абсолютно любое
общественное настроение, а инициатива «снизу» абсолютно бесполезна. И где
это самое гражданское общество, которое веками поддерживает систему
ценностей на Западе и мусульманском Востоке?
 
Для начала я попытаюсь разобраться в самом понятии «гражданское общество».
Это система взаимодействия тех структур, которые являются плодом
самодеятельности граждан, и с помощью которой они ведут дела с
государством и между собой.
 
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»
 
Бесполезно искать структуры гражданского общества в стаде Homo erectus или
среди кочующих по пустыне Калахари бушменов. Не вызревает оно в
земледельческих общинах и скотоводческих племенах, живущих натуральным
хозяйством. У всех этих групп мы не увидим двух самых главных предпосылок
появления гражданского общества — материального достатка и свободного
времени, поэтому голодные бунты и крестьянские войны считать его
проявлениями просто бессмысленно, хотя оно неоднократно становилось
провокатором бунтов.
 
Не нужно включать в гражданские инициативы ни разбойничью шайку Робин
Гуда, ни мафиозный клан дона Корлеоне, ни «бригаду» Саши Белого. Не входят
в общество, а вернее, выходят из него тоталитарные секты, разрывающие
связь человека с повседневным окружением и замыкающие его в своих рамках.
Появление организованной преступности и антисистемной религиозности всегда
является главным признаком того, что государство и общепринятые
общественные институты неспособны полностью удовлетворить духовные запросы
человека и обеспечить его безопасность. Эти виды организованной
антиобщественной деятельности являются наиболее опасными заменителями
гражданского общества, деструктивной самоорганизацией.
 
Не является частью гражданского общества и любая производственная
деятельность, однако оно может и должно регулировать производственные
отношения с помощью профсоюзов, не допуская в них ни произвола, ни
анархии. Поэтому любая подмена межличностных связей принуждением со
стороны работодателя (как частника, так и госструктур) в вопросах, не
касающихся напрямую выполнения служебных обязанностей (админресурс),
также указывает на то, что самоорганизация слабее диктата производства. Но об
этом — далее.
 
Гражданское общество появляется там, где появляется свободный человек,
способный обеспечить себя всем необходимым и не боящийся больше всего на
свете пойти по миру, то есть там, где имеют место быть, простите за цитату
из Ильича, «свободный труд свободно собравшихся людей» и государство, с
которым надо общаться. Даже с самой жестокой восточной деспотией свободно
сосуществуют религиозные организации и объединения торговцев и
ремесленников. Ходжа Насреддин или Синдбад-Мореход находят себе
собеседников и коллег и совместно с ними решают проблемы сбора команды на
корабль, каравана или организации паломничества в Мекку.
Скачать весь документРазмер файла
grajdane.doc45.5 кб