В поисках безвластия

В поисках безвластия
 
01Напряженная дискуссия по вопросу, вынесенному в название статьи,
теперь (в который раз в истории анархизма) возникла вокруг материала
«Анархическое завтра», часть 2 («Набат» №7). А ниже следующая статья
(в продолжение дискуссии) - реакция на вопросы к этому материалу
типа «Как это анархисты могут призывать опереться на них
«отечественного производителя», то есть капиталиста?». И профаны, и
адепты движения как-то дружно считали нас коммунистами.
02Мало того, и у большинства наших сограждан существует миф, что
анархизм есть просто подвид коммунистической идеи. И значит мы тоже
за то, чтобы «всё забрать и поделить». А это не так. Хотя, мы сами
виноваты. За разбором злободневных конфликтов, в разрешении которых
нужны и общественное единение и некоторые институты нынешней
демократии, и сопротивление бизнес-бюрократическому (в стране) и
глобализационно-империалистическому (в мире) капиталу, мы четко не
очертили свои главные цели.
 
Возвращение индивида
 
03В русской (да и мировой) культуре не случайно слова «личность»
(индивидуальность) и «толпа» (массы) носили положительный и
отрицательный оттенки соответственно. Горький опыт «индустриальной
корпорации» (термин И. Засурского) СССР стал последним аргументом
правильности таких акцентов. Не гонка вооружений и не западная
пропаганда, а именно неудовлетворённость индивидуальных потребностей
(от мещанских «шмоток», до реализации духовных исканий) большинства
населения стала решающим фактором гибели Советского Союза. Таким
образом, развал СССР и последующее разграбление экономики были
стихийной революцией индивидуализма.
04Над превращением этого стихийного процесса в саморегулируемую
эволюцию естественных потребностей каждой личности развивать свою
индивидуальность и работает правый анархизм (анархо-индивидуализм).
Как обозначил один из лидеров анархо-индивидуалистов революции 1905
г. Алексей Боровой, «Философия либерализма есть философия
привилегированных классов, социализм есть философия исстрадавшегося
пролетариата, анархизм - философия пробудившегося человека». Как
известно, анархо-индивидуализм выводят из концепции Макса Штирнера
(1806-1856). Этого немецкого философа левые всячески поносили, как
апологета эгоцентризма и крайнего индивидуализма. Но, в то время,
как Маркс называл его «самым пустым и скудным черепом среди
философов», восхищенный Штейнер считал его «самым свободным из
мыслителей, рожденных человечеством Нового времени» (www.russ.ru).
05А такой, признанный всеми анархистами, исследователь и историк
анархического движения, как Макс Неттлау отмечал, что Штирнер «дал
теорию совершенней­шего индивидуализма. При ближайшем рассмотрении
эта теория оказывается глубже и богаче социальными чувст­вами, чем
это принято думать. Неправильно выводить какой-нибудь вульгарный
эгоизм из учения Штирнера. Он считал, что социальное освобождение
зависит от интел­лектуального и морального подъема личности,
понимаю­щей, чего требует ее личный интерес, как не способна какая
бы то ни было внешняя власть позаботиться о нуждах личности и как
добровольное социальное сотрудничество лучше всего это может
сделать». Разумеется, внешней властью может быть не только
государство, но и диктат безгосударственной общины –
коллективистский (коммунистический) анархизм.
Скачать весь документРазмер файла
poisk.doc45.5 кб