О русском уме

 
Павлов И.
 
О русском уме
 
Нобелевская лекция, читанная в 1918 году в Санкт-Петербурге
 
Милостивые государи! Заранее прошу меня простить, что в гнетущее время,
которое мы все переживаем, я сейчас буду говорить о довольно печальных
вещах. Но мне думается или, вернее сказать, я чувствую, что наша
интеллигенция, т.е. мозг родины, в погребальный час великой России не
имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна
обязанность - охранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на
самих себя и окружающее без самообмана. Побуждаемый этим мотивом, я почел
своим долгом и позволил себе привлечь ваше внимание к моим жизненным
впечатлениям и наблюдениям относительно нашего русского ума.
Три недели тому назад я уже приступил к этой теме и сейчас вкратце напомню
и воспроизведу общую конструкцию моих лекций. Ум - это такая огромная,
расплывчатая тема! Как к ней приступить? Смею думать, что мне удалось
упростить эту задачу без потери деловитости. Я поступил в этом отношении
чисто практически. Отказавшись от философских и психологических
определений ума, я остановился на одном сорте ума, мне хорошо известном
отчасти по личному опыту в научной лаборатории, частью литературно, именно
на научном уме и специально на естественнонаучном уме, который
разрабатывает положительные науки.
Рассматривая, какие задачи преследует естественнонаучный ум и как задачи
он эти достигает, я, таким образом, определил назначение ума, его
свойства, те приемы, которыми он пользуется для того, чтобы его работа
была плодотворна. Из этого моего сообщения стало ясно, что задача
естественнонаучного ума состоит в том, что он в маленьком уголке
действительности, которую он выбирает и приглашает в свой кабинет,
старается правильно, ясно рассмотреть эту действительность и познать ее
элементы, состав, связь элементов, последовательность их и т.д., при этом
так познать, чтобы можно было предсказывать действительность и управлять
ею, если это в пределах его технических и материальных средств. Таким
образом, главная задача ума - это правильное видение действительности,
ясное и точное познание ее. Затем я обратился к тому, как этот ум
работает. Я перебрал все свойства, все приемы ума, которые практикуются
при этой работе и обеспечивают успех дела. Правильность, целесообразность
работы ума , конечно, легко определяется и проверяется результатами этой
работы. Если ум работает плохо, стреляет мимо, то ясно, что не будет и
хороших результатов, цель останется не достигнутой.
Мы, следовательно, вполне можем составить точное понятие о тех свойствах и
приемах, какими обладает надлежащий, действующий ум. Я установил восемь
таких общих свойств, приемов ума, которые и перечислю сегодня специально в
приложении к русскому уму. Что взять из русского ума для сопоставления,
сравнения с этим идеальным естественнонаучным умом? В чем видеть русский
ум? На этом вопросе необходимо остановиться. Конечно, отчетливо выступает
несколько видов ума.
Во-первых, научный русский ум, участвующий в разработке русской науки. Я
думаю, что на этом уме мне останавливаться не приходится, и вот почему.
Это ум до некоторой степени оранжерейный, работающий в особой обстановке.
Он выбирает маленький уголочек действительности, ставит ее в чрезвычайные
условия, подходит к ней с выработанными заранее методами, мало того, этот
ум обращается к действительности, когда она уже систематизирована и
работает вне жизненной необходимости, вне страстей и т.д. Значит, в целом
это работа облегченная и особенная, работа далеко идущая от работы того
ума, который действует в жизни. Характеристика этого ума может говорить
лишь об умственных возможностях нации.
Скачать весь документРазмер файла
um.doc140.5 кб