Россия и Европа 1462-1921

Александр Янов
РОССИЯ И ЕВРОПА. 1462-1921
 
Две первые книги предлагаемой трилогии уже опубликованы в Москве:
-- Россия: У истоков трагедии. 1462-1584. Заметки о природе и происхождении
российской государственности. М.: Прогресс-Традиция, 2001 -- 559 с. (Первое,
американское, издание этой книги вышло в California University Press в 1981 г.
под названием The Origins of Autocracy).
-- Патриотизм и национализм в России. 1825-1921. Очерки истории русского
национализма. М.: ИКЦ "Академкнига", 2002 -- 398 с. Предисловие акад. Ю.А.
Рыжова.
 
Последняя книга трилогии Загадка николаевской России. 1825-1855 в рукописи. В
ней около 400 (машинописных) страниц.
Естественно, обе первые книги не могут войти в состав трилогии в том виде, в
каком они были опубликованы. Над ними потребуется дополнительная работа.
 
АННОТАЦИЯ
1.
Российская историография, сколько я могу судить, находится в жестоком идейном
разброде. После того, как марксизм-ленинизм утратил статус общеобязательного
объяснения истории, она отступила на заранее заготовленные дореволюционной
историографией идеологические позиции. Причем отступила недалеко, неглубоко, не
к либеральной классике С.М. Соловьева или В.О. Ключевского, но лишь к имперским
идеям последней четверти XIX -- начала XX века. Отступила тремя, если можно так
выразиться, колоннами.
Первая, опираясь на Н.Я. Данилевского, шествует под знаменем "Россия как
славянская империя". Вторая опирается на Ф.М. Достоевского и соответственно
представляет себе Россию как империю православную. Для третьей, наконец,
верховными авторитетами оказались П.Н. Милюков и П.Б. Струве с их идеями Великой
России и "либерального империализма", теми самыми, между прочим, идеями, что
привели страну к катастрофе 1914-17 годов
2.
По причинам, которые подробно рассмотрены во второй и третьей книгах трилогии,
ни одна из этих идейных колонн не видит Россию как органическую и неотъемлемую
часть Европы. Все одинаково рассматривают "романо-германскую" Европу в качестве
чужой "этноцивилизационной платформы", пользуясь выражением В.Л. Цымбурского.
(1) Дело усугубляется тем, что, как это ни парадоксально, на первый план в
объяснении отечественной истории явственно выдвигается геополитика, в принципе
объясняющая историю географией. Трудно не согласиться с наблюдением Н.А.
Косолапого, что "на авансцену политического сознания вышла не концепция, не
теория, а именно идея геополитики… Более того, идея начинает постепенно
трансформироваться в идеологию. [Она] оказывается поистине универсальной: под
ней подписываются, её в принципе разделяют практически все… от президента до
любой оппозиции". (2)
3.
Понятно, что должно было произойти из этой горючей смеси имперских идей с
геополитикой. Именно то, что и происходит: националистический Русский проект
(который еще называют Русским реваншем). Между тем этот проект ставит Россию в
то же положение изгоя и "больного человека Европы", в каком находилась до 1920
года Турецкая империя. Нет надобности, наверное, напоминать, чем кончилось дело
для этой империи.
Экстремальным выражением Русского проекта является, конечно, популярный сегодня
лозунг "Россия для русских" (окрещенный В.В. Путиным "идеей провокаторов или
придурков"). Несопоставимо опаснее, однако, другая версия этого проекта, которая
оказалась в центре современного общественного сознания и широко поддерживается
публикой. Я говорю об идее "особого", т.е. неевропейского пути России, из
которого, собственно, и растет "младотурецкая" формула либерального -- и
нелиберального -- империализма.
4.
Скачать весь документРазмер файла
istoki.doc1 Мб