Духовные основы кризиса ХХ века


Духовные основы кризиса ХХ века.
Часть 1
(лекция, прочитанная академиком РАН И.Р.
Шафаревичем 7 марта 2001 года в Сретенском высшем
православном монастырском училище)
Игорь ШАФАРЕВИЧ
 
Тема нашей лекции - "Духовные основы российского
кризиса ХХ века". Нет никакой необходимости
комментировать, что ХХ век стал веком кризиса для
России. Для русского народа это был век поражения,
по глубине своей сопоставимого только с тем,
которое он пережил в XIII веке при монгольском
завоевании. Даже Смутное время кажется
сравнительно быстро преодоленным, коротким
кризисом. Это было даже не одной катастрофой, а
целой серией катастроф. Сначала во время
Гражданской войны и террора был уничтожен
образованный класс (как движущая, активная,
сложившаяся сила общества). Культура начала
создаваться в значительной мере заново. А потом, к
концу века, опять была разрушена по экономическим
причинам. Было уничтожено свободное русское
крестьянство - основа, на которой стояла Россия.
Война, по яростности и кровопролитности не имевшая
прецедентов в русской истории, была выиграна с
колоссальными потерями. А потом все достижения
победы были утеряны. Россия распалась на части, и
русский народ переживает демографический кризис,
который ставит под угрозу его существование.
Естественно возникает вопрос: эта серия катастроф,
растянувшаяся на целый век, можно ли ее понять с
какой-то единой точки зрения?
Вот такой взгляд я и постараюсь изложить. Т.е. мое
собственное понимание, я хочу подчеркнуть, что оно
в высшей степени мое собственное, а ни в какой
мере не претендующее на общепризнанность. Прежде
всего, я хочу оговориться, что это череда
катастроф - не какая-то особенность именно русской
истории. Оговориться потому, что этот факт часто
используется для создания образа какого-то
неполноценного, нелепого, неправильного народа.
Все у них не как у людей - то татары их
завоевывают, то Иван Грозный бояр на кол сажает,
то Смутное время, то революция. Например, в том же
ХХ веке немецкий народ пережил не меньшую
катастрофу, после 4 лет напряжения всех сил в
Первой мировой войне и громадных человеческих
потерь, - поражение, потом унижение Версальского
мира, когда немцы обязаны были заявлять о себе,
как виновниках войны и виновниках всех потерь,
которые тогда человечество понесло. А потом голод
и разруха, и смута, восстания. В Баварии то была
Советская Баварская Республика, то попытка Гитлера
захватить власть. Потом Саксонская Советская
Республика, потом колоссальная безработица, череда
совершенно безответственных министерств и наконец
совершенно безумная мечта, которая увлекла весь
народ - покорить весь мир, подчинение идее
избранного народа, мирского избранного народа, не
Богом, а своими мирскими качествами, ставящими их
над другими людьми. И с отдачей всех сил, причем в
начале с фантастическими успехами, и со страшным
поражением в конце. Хотя под конец народу все же
была сохранено существование и уровень достатка,
но за счет того, что он уже добровольно выкорчевал
у себя в душе представление о какой-то своей
исторической роли и даже тенденции поиска этой
исторической роли. Примерно такую же череду
катастроф перенесла Франция, начиная с конца ХVIII
века, с Великой французской революции и кончая
серединой XX века. Позорного поражения в войне,
где они не понесли поражения ни в одной какой-то
битве, а проиграли войну без единой битвы. И в
результате всей этой серии катастроф с
трагическими демографическими последствиями, перед
Французской революцией французы были самой
многочисленной нацией Западной Европы - население
Франции, было в 3 раза больше Великобритании, а
сейчас оно немного меньше. В то время как
англичане за это время заселили два материка. И
число англоговорящих людей в мире около 400
миллионов. Так что это ситуация, которая возникает
в истории не раз.
 
Скачать весь документРазмер файла
osnovi.doc420 кб