Самоорганизующееся общество

Хакен Г.
Самоорганизующееся общество
 
  1. Введение
 
Прошедший век часто называют веком индустриального общества. В его
развитие внесли свой вклад, прежде всего, фундаментальные изобретения, но
также и методы производства нового типа, такие как конвейер и
экстремальное разделение труда в смысле тейлоризма. К концу того века уже
наметилось формирование информационного общества. Технические возможности,
которые открываются, в особенности, благодаря использованию ядерной
энергии, а в последнее время благодаря развитию генной инженерии и
информатики, воспринимаются, правда, не только как благо, но часто и как
угроза. Отсюда возникают новые требования к человеческим организациям,
таким как государство и его учреждения с их законодательными функциями,
охраной здоровья и т.д., и встает вопрос, как организационные структуры
современного общества могут справиться с возникающими в информационном
обществе проблемами. Бесспорно при этом, что человек все в большей мере
попадает в центральный пункт мышления, и мы во все большей мере имеем дело
с увлекательной взаимной игрой между индивидом, с одной стороны, и
системой, которая всегда имеется в наличии - с другой. То, что мы будем
делать в будущем, будет определяться не столько высоким уровнем развития
техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением
консенсуса в социальном плане.
 
  1. Представление о людях
 
Если современный человек ставит себя в центр всего происходящего в
обществе, то он, очевидно, должен иметь представление о самом себе, образ
самого себя. Но уже здесь возникают первые трудности, и едва ли здесь
можно прийти к общему согласию. В зависимости от того, смотрим ли мы на
самих себя глазами естествоиспытателей, с одной стороны, и социологов, с
другой, совершенно различные факторы признаются нами в качестве
определяющих, детерминирующих человеческое поведение. В первом случае в
качестве определяющего фактора рассматривается генетика, а во втором -
окружающая среда и передача из поколения в поколение ценностей культуры.
Мы сталкиваемся здесь с постулатами, такими, например, что человек
обладает свободой воли, что он строит свою жизнь сообразно идеалам; мы
говорим о достоинстве человека, о том, что достоинство человека
неприкосновенно.
 
При более детальном и критическом рассмотрении стоит упомянуть о
психологических экспериментах, которые показывают, что люди поддаются
чужому влиянию. Известный пример - это исследования Соломона Аша,
проведенные в середине прошлого века. В них испытуемые по очереди должны
были сказать, какая из трех линий имеет такую же длину, как и заданная
линия-образец. Последний человек был настоящим испытуемым, тогда как все
другие до него были просто помощниками экспериментатора, о чем, однако,
испытуемый не знал. Результат был таков: при проведении серий такого рода
опытов в среднем шесть из десяти испытуемых присоединялись к мнению
большинства, даже в том случае, если оно было неправильным.
Скачать весь документРазмер файла
obchestvo.doc132.5 кб