Происхождение цивилизации (социально–философский аспект)

Н.В.Клягин
Происхождение цивилизации (социально–философский аспект)
Москва
1996
Ответственный редактор
доктор философских наук Л.П.Буева
Рецензенты:
доктора философских наук:
В.М.Межуев, Ю.В.Олейников;
доктор исторических наукЭ.В.Сайко
 
В монографии обосновывается представление о том, что между степенями сложности технологий, практикуемых социумами в истории, и демографическим состоянием этих социумов издавна существовало определенное количественное соответствие. Подобная демографо-технологическая зависимость позволяет объяснить закономерную корреляцию главнейших технологических революций с демографическими взрывами. Один из них - неолитический - послужил причиной возникновения производящего хозяйства. Дальнейшее демографическое развитие ближневосточных обществ по демографо–статистическим причинам создало основу для общественного разделения труда. Этот разрушительный для целостности социума процесс был нейтрализован путем заключения социума в матрицу городской цивилизации, понимаемой как предметная форма структуры общества разделенного труда. Предложены оригинальные объяснения генезиса ведущих форм духовной жизни ранней цивилизации.
 
Для научных работников, всех, интересующихся проблемами генезиса цивилизации и культуры.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава I. Предыстория цивилизации
1. Доисторические реалии... 8
2. Материальная культура. 23
3. Духовная культура. 40
Глава II. Ранняя цивилизация
1. Накануне цивилизации. 62
2. Природа ранней цивилизации. 77
3. Динамика ранней цивилизации. 95
Глава III. Духовная культура ранней цивилизации
1. Духовное развитие111
2. Осмысление истории129
3. Становление науки148
Заключение168
Приложение191
Палеолитическое искусство191
Таблица 1. Статистика сюжетов палеолитического искусства219
Таблица 2. Местонахождения мобильного искусства нижнего и среднего палеолита Евразии223
Таблица 3. Местонахождения франко–кантабрийского наскального искусства227
Таблица 4. Хронология кайнозойских оледенений239
Таблица 5. Классические археологические культуры палеолита243
 
Введение
Термин “цивилизация” появился в западно-европейской литературе середины XVIII в. (Тюрго, 1752 г.; Мирабо, 1757 г.; Фергюсон, 1759 г.)[1]. Термин довольно быстро получил распространение и употреблялся в значении, подразумевающем культурное состояние общества, противопоставляемое варварству. Различные авторы XVIII в. вкладывали в понятие цивилизации смысл, близкий понятию наивысшего развития духовной, но также и материальной культуры. По современным представлениям, такое понимание цивилизации кажется довольно расплывчатым и интуитивным. Оно отвечает, в сущности, понятию духовной и, в гораздо меньшей мере, материальной культуры цивилизованного общества, пришедшего на смену варварскому состоянию. В настоящее время можно указать не менее трех основных значений термина “цивилизация”, с двумя из которых он связывается достаточно широко.
Скачать весь документРазмер файла
aspekt.doc895 кб