Предположение о структуре истории

Предположение о структуре истории
 
Виктор Феллер
Задача этой статьи – попытаться заинтересовать читателя “сезонной”
теорией Истории. Причем, отталкиваясь от истории, я пытаюсь заглянуть и
в будущее страны на 100-200 лет вперед.
 
Я заранее прошу прощения за некоторые полемические выпады, которые могут
обидеть чьи-то национальные и религиозные чувства. Редактируя текст, я
не пытался “гасить” острые фразы, которые казались мне уместными в
процессе первоначальной работы над текстом. Поскольку объектом этого
исследования было массовое сознание народа, в общем острое, часто
циничное, в выражениях смелое, я надеюсь на понимание того факта, что
есть идеал, но есть и восприятие этого идеала в массовом сознании, и это
разные вещи. Например, говоря о том, что русский Христос “путешествует”
между Богом и дьяволом, я имею в виду только то, что в нравственном
сознании многих русских людей особым образом совмещаются как святость,
так и зверство. Это не мое открытие. Это открытие русской
религиозно-философской мысли начала XX века, мысли, пережившей начало
революции. Говоря об этом, я не имею в виду нравственность глубоко
религиозных русских людей, для которых Христос действительно находится
рядом с Богом-Отцом.
 
Предположения, развитые во второй части книги (но особенно в третьей),
возникли не на пустом месте, это результат освоения идей этнологов,
социологов, психологов, “мифологистов” - Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Ф.
Тенниса, Д. Фрэзера, К. Юнга, и некоторых других ученых, которые
когда-то открыли для меня огромный пласт мифологического сознания. Но,
может быть, больше всего я обязан М.А.Шолохову, создавшему великие
художественные образцы мифологического сознания самой поэтикой языка
своего великого романа. Такие “эффекты” непереводимы, поэтому для меня
художественным первооткрывателем мифологии стал именно русский классик,
а не Шекспир, Абай, Сервантес или Рабле.
 
 
 
Община и исторические циклы
 
История народов в этой работе рассматривается через призму следующих
предположений:
люди, как большие группы, могут постигать суть вещей, консолидироваться
и добиваться успеха двумя способами: традиционным (общинным) и новым
(общностно-общественным)
 
Общинный способ постижения и консолидации – это определенное ритуальное
действо, вводящее людей в определенное состояние (можно сказать – в
транс), в результате которого происходит как бы слияние подсознаний в
единое целое, происходит “актуализация богов” и акт “откровения”. Таким
способом люди создают и воспроизводят базовые религиозные
(мифологические) ценности и системы, правильно отвечающие на все вопросы
бытия.
 
Индивидуализм (общностно-общественный способ) достигает ответов через
оперирование абстрактными понятиями, через анализ опыта и синтез
опытно-практических, философских, научных, идеологических систем.
Консолидации здесь люди достигают посредством объединения в общности и
общества. Люди, объединенные идеологическими, научными, философскими
системами и взглядами, составляют общности. Люди, объединенные делами,
интересами, иерархиями, составляют общества.
Скачать весь документРазмер файла
struktura.doc180 кб