К методологии гуманитарных наук

Бахтин М.М.
 
К методологии гуманитарных наук
 
В кн.: М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
С.361- 373, 409-412.
 
[361] Понимание. Расчленение понимания на отдельные акты. В действительном
реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс
понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую
(содержательную) самостоятельность и может быть выделен из конкретного
эмпирического акта. 1. Психофизиологическое восприятие физического знака
(слова, цвета, пространственной формы). 2. {Узнание} его (как знакомого
или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) {значения} в языке.
3. Понимание его {значения} в данном контексте (ближайшем и более
далеком). 4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в
диалогический контекст. Оценочный момент в понимании и степень его глубины
и универсальности.
 
Переход образа в символ придает ему смысловую {глубину} и смысловую
перспективу. Диалектическое соотношение тождества и нетождества. Образ
должен быть понят как то, что он есть, и как то, что он обозначает.
Содержание подлинного символа через опосредствованные смысловые сцепления
соотнесено с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и
человеческого универсума. У мира есть смысл. "Образ мира, в слове
явленный" (Пастернак) (1). Каждое частное явление погружено в стихию
{первоначал бытия}.В отличие от мифа здесь есть осознание своего
несовпадения со своим собственным смыслом.
 
В символе есть "теплота сплачивающей тайны" (Аверинцев) (2). Момент
противопоставления {своего чужому}. Теплота любви и холод отчуждения.
Противопоставление и сопоставление. Всякая интерпретация символа сама
остается символом, но несколько рационализованным, то есть несколько
приближенным к понятию. [362]
 
Определение {смысла} во всей глубине и сложности его сущности. Осмысление
как открытие наличного путем узрения (созерцания) и прибавления путем
творческого созидания Предвосхищение дальнейшего растущего контекста,
отнесение к завершенному целому и отнесение к незавершенному контексту.
Такой смысл (в незавершенном контексте) не может быть спокойным и уютным
(в нем нельзя успокоиться и умереть).
 
Значение и смысл. {Восполняемые} воспоминания и {предвосхищенные}
возможности (понимание в далеких контекстах). При воспоминаниях мы
учитываем и последующие события (в пределах прошлого), то есть
воспринимаем и понимаем вспомянутое в контексте незавершенного прошлого. В
каком виде присутствует в сознании целое? (Платон и Гуссерль.)
В какой мере можно раскрыть и прокомментировать {смысл} (образа или
символа)? Только с помощью другого (изоморфного) смысла (символа или
образа). Растворить его в понятиях невозможно. Роль комментирования. Может
быть либо {относительная} рационализация смысла (обычный научный анализ),
либо углубление его с помощью других смыслов (философско-художественная
интерпретация). Углубление путем расширения далекого контекста (3).
Истолкование символических структур принуждено уходить в бесконечность
символических смыслов, поэтому оно и не может стать научным в смысле
научности точных наук.
 
Скачать весь документРазмер файла
metod.doc113 кб