Семиотика истории

 
Борис Андреевич Успенский
 
СЕМИОТИКА ИСТОРИИ. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ.
 
Предисловие
 
Работы, собранные в настоящем двухтомнике, различаются как по своему
объему, так и по своему характеру и, наконец, по своей тематике:
читатель найдет здесь исследования по семиотике, лингвистике,
поэтике, славистике, истории, культурологии. Читателю самому
предоставляется судить, в какой мере эти работы связаны
биографически - они отражают различные аспекты деятельности автора и
разные этапы его творческого пути.
 
Этот путь начался с общего языкознания. Мои первые работы были
посвящены структурной лингвистике и прежде всего структурной
типологии языков. Именно общее языкознание определило теоретический
фундамент всей дальнейшей работы: я начал смотреть на мир глазами
лингвиста.
 
Занятия структурной лингвистикой естественно привели к занятиям
семиотикой. В свою очередь, обращение к семиотике существенно
расширило круг моих исследовательских интересов: так я стал
заниматься семиотикой искусства и, в частности, семиотикой иконы.
Занятия семиотикой иконы заставили меня обратиться к изучению
старообрядчества: ведь именно старообрядцы сохранили древнерусские
иконы. Более того, они сохранили традицию иконо-писания, как
сохранили они многие другие аспекты древнерусской культуры: русское
старообрядчество - это уникальный заповедник средневековой культуры.
В старообрядческих храмах я неожиданно обнаружил особую систему
чтения церковных книг, т. е., иначе говоря, особую традицию
церковнославянского произношения. Эта традиция оказалась
исключительно архаической: выяснилось, что она восходит к XI-XIII
вв. Это заставило меня специально заняться историей
церковнославянского, а затем и русского литературного языка. Так я
пришел к славистике.
 
Вместе с тем, исследование старообрядческой традиции определило мой
интерес к истории культуры, что, в свою очередь, заставило меня
заняться этнографией и историей. В итоге все эти области оказались
для меня органически связанными.
 
Но помимо биографической связи, как мне представляется, собранные
здесь труды могут претендовать и на некоторую глубинную связь.
В самом общем виде можно сказать, что все эти работы так или иначе
посвящены семиотике культуры. Культура понимается при этом как
ненаследственная память коллектива; эта память может быть как
осознанной (сюда относятся те виды деятельности, которые усваиваются
эксплицитно, путем сознательного обучения), так и неосознанной (сюда
относятся стереотипы поведения). Эта система представлений в
конечном счете определяет отношения между человеком и окружающей его
действительностью.
 
Скачать весь документРазмер файла
semiotika.doc283 кб