Заключение: есть ли у России будущее?

 
Дэвид Саттер
 
Тьма на рассвете
 
Становление российского криминального государства
 
Представляем Вашему вниманию отрывки из книги американского политолога и
журналиста Дэвида Саттера, изданной «Объединенным гуманитарным издательством».
Как пишет сам автор: «В этой книге я попытался показать, как в России возникла и
окрепла криминальная бизнес-элита, как она взяла под контроль государственный
аппарат, что привело к обнищанию и деморализации подавляющего большинства
населения. Книгу составили рассказы и истории простых людей, из которых видно,
каким образом криминальная олигархия добилась господствующего положения в
России, и которые воссоздают ту социальную атмосферу, в которой это могло
произойти. В период реформ русские пережили духовный кризис, столкнувшись с
новым для себя образом жизни, к которому они не были подготовлены предыдущим
опытом. Я решил показать ситуацию в России через истории простых людей, так как,
чтобы понять природу этого кризиса, недостаточно знания одних только фактов:
необходимо понять каждого, кто живет в этой стране».
 
Встреча с Дэвидом Саттером состоится в Высшей школе экономики 16 марта в 18-00.
Для того чтобы принять участие, пишите по адресу liberal@liberal.ru.
 
Заключение: есть ли у России будущее?
 
В 1999–2001 годах, после десятилетия неуклонного спада экономики, благодаря
возросшей в три раза цене на нефть и девальвации после финансового кризиса в
августе 1998 года, в России впервые появились признаки экономического роста.
 
Майкл Биньон, корреспондент лондонской газеты “Таймс”, писал: “Многие
россияне никогда не жили так хорошо... Путин пожинает плоды своей решимости
изменить Россию. Снова он был выбран в России человеком года”.
 
Биограф Ельцина Леон Арон писал в “Уикли Стандарт”: “Революция, проведенная
Ельциным, стала необратимой... В 1990 году на 100 семей было 18 машин; в 2001
году — 42. Дефицит продовольствия и повсеместные очереди советской эпохи забыты.
Повсюду можно купить свежие и вкусные продукты. Впервые с конца 1920-х годов
Россия не только кормит свой народ и развивает животноводство, но и стала
экспортером зерна”.
 
Андерс Аслунд, экономический консультант и автор многих статей, писал в
“Москоу таймс”: “В то время как другие страны оказались в кризисной ситуации, в
России наблюдается резкий подъем... Пришло время признать, что Россия —
страна, которая решает свои проблемы с такой эффективностью и скоростью,
которым страны Запады могут только позавидовать”.
 
И действительно, есть некоторые основания для таких лестных оценок.
Экономическое положение России заметно, хотя и ненамного, улучшилось. Выпуск
продукции легкой промышленности, например, увеличился с 12% от уровня 1990 года
до 18%, капиталовложения — с 22 до 27%, а средняя заработная плата достигла
100 долл. в месяц, что было значительным достижением, хотя она составляла две
трети от уровня заработной платы до финансового кризиса в августе 1998 года.
 
Положение России, однако, нельзя охарактеризовать только этими цифрами.
Несмотря на них (возможно, они бы выглядели лучше, если бы из-за войны на
Ближнем Востоке не поднялись цены на нефть), перед Россией до сих пор стоят
серьезные проблемы, угрожающие ее стабильности и ставящие под сомнение ее
будущее.
О.Ф. Иващук, В.П. Кохановский, Е.Б.Мареева
 
Предмет логики отличен не только от формы вещности, но и от формы языка, и от
предмета психологии: мышление предстает как всеобщее во всяком психическом акте,
хотя далеко не всегда оно непосредственно во всей полноте содержится в каждой
эмпирической субъективности. Глубоко разделяя диалектический взгляд Гегеля на
эту проблему, Э.В. Ильенков подчеркивает, что категории “содержатся в сознании
человечества, хотя и не содержатся в сознании каждого отдельного индивида” (с. 66).
О книге Э.В. Ильенкова “Диалектика абстрактного и конкретного в
научно-теоретическом мышлении” и "Ильенковских чтениях"
 
Диалектика – школа мысли.
 
Размышления о книге Э.В. Ильенкова “Диалектика абстрактного и конкретного в
научно-теоретическом мышлении” (М., 1997)
 
Названная книга представляет собой первое полное издание главного философского
труда выдающегося русского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979) –
крупного специалиста по теории диалектики и истории философии, высказавшего
также ряд оригинальных идей в области педагогики, психологии, эстетики, теории
культуры.
Первоначально книга называлась “Диалектика абстрактного и конкретного в
“Капитале” К. Маркса”. Ее рукопись в течение четырех лет до выхода в свет в 1960
г. подвергалась жесткой цензуре, а самого автора до конца его дней изощренно
обвиняли в “гносеологизме”, “гегельянстве” и т.п.
Но даже в урезанном и искаженном (по политическим и идеологическим мотивам) виде
эта книга получила широкую международную известность и была переведена на
несколько иностранных языков. Она вызвала буквально “взрыв” интереса к проблемам
диалектики, ее принципам, категориям и законам, к истории диалектики (особенно к
гегелевской “Логике” и диалектическому материализму К. Маркса).
Новое издание книги включает в качестве приложения ряд не публиковавшихся ранее
работ (статьи, письма, выступления), касающихся вычленения общелогического
содержания “Капитала” Маркса и применения метода восхождения от абстрактного к
конкретному к теоретическому анализу современной социальной действительности.
Впервые опубликована полная библиография печатных работ Э.В. Ильенкова.
В центре научных интересов ученого всегда была разработка проблем диалектики как
логики и теории познания. Он внес большой вклад в создание диалектико-логической
концепции мышления. Последнее автор понимал не как чисто природное свойство
человека, а как выработанную в ходе истории функцию социального субъекта,
общества в процессе чувственно-предметной деятельности (практики) и общения, как
идеальную их форму.
Идеальное же Э.В. Ильенков трактовал как отражение внешнего мира в формах
деятельности человека, в формах его сознания и воли. При этом он подчеркивал,
что идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не
физиологический акт, а факт общественно-исторический, социокультурный, продукт и
форма духовного производства.
В книге представлен широкий “спектр” категорий и понятий, посредством которых
раскрывается ильенковская концепция мышления и его основного метода –
диалектики. Главные среди них – категории абстрактного и конкретного, образующие
самое широкое “поле” концепции. Внутри этого “поля” – категории и понятия
рассудок и разум, историческое и логическое, общее и единичное, истина и
заблуждение, индукция и дедукция, историзм и др. Особое внимание ученый уделяет
анализу категории противоречие – этому “мотору” всего процесса восхождения от
абстрактного к конкретному.
Э.В. Ильенков не раз обращает внимание читателя на то обстоятельство, что теория
органической целостности, имманентная предмету, образцом которой является
“Капитал”, “могла быть создана только человеком, который прошел школу
философской диалектики и именно в том виде, какой был придан ей Гегелем” (с.
450). Не достигнув этой вершины философско-логической культуры, невозможно было
бы преодолеть кризис экономической теории того времени. Поэтому “Капитал”
интересен не только как сугубо специальное экономическое произведение, но как
диалектика (Логика) в смысле теории мышления вообще. И задача вычленения и
построения системы ее категорий остается как нельзя более актуальной в
критической общественной ситуации наших дней.
Скачать весь документРазмер файла
rossia.doc249.5 кб