История и судьба, или Сага Арона Гуревича

История и судьба, или Сага Арона Гуревича
Артем Ефимов
 
Умер один из самых авторитетных российских
ученых-гуманитариев. Культура – это не только то, что
собирается в музеях и библиотеках. Культура – это способ
существования человека как индивида и как члена
какого-то коллектива. Культура – это комплекс
представлений человека о мире и о самом себе как о той
точке, из которой сознательное существо созерцает этот
мир.
В древнеисландском языке слово "сага" означает не только
рассказ о каком-либо событии, но и само событие, о
котором рассказывается. Так в языке исландцев отразилось
их представление о непосредственной и неразрывной связи
между событиями и рассказом о них, между жизнью и
историей. Эту связь Арон Яковлевич Гуревич, выдающийся
знаток саг и древнеисландского языка, в полной мере мог
почувствовать на собственном примере.
Гуревич принадлежал к уникальному поколению, которому
что только не довелось пережить: сталинские репрессии,
самую кровопролитную войну в истории человечества,
появление самого разрушительного оружия, каким
когда-либо обладал человек, первые космические полеты,
взлеты и падения нескольких диктаторов, рождение и
гибель как минимум одной империи. Такого опыта не было,
пожалуй, ни у одного другого поколения, когда-либо
жившего на Земле.
Арон Яковлевич Гуревич родился в Москве 12 мая 1924
года. В 1946 году он закончил исторический факультет
Московского университета. После этого поступил в
аспирантуру Института истории Академии наук СССР. Его
учителями были, в частности, Александр Иосифович
Неусыхин и Евгений Алексеевич Косминский, крупнейшие
исследователи социальных отношений в средневековой
Европе. В 1950 году, защитив диссертацию по теме
"Крестьянство юго-западной Англии в донорманнский
период" (началом норманнского периода английской истории
считается 1066 год), Гуревич стал кандидатом
исторических наук.
После этого он отправился в Калинин (ныне Тверь)
преподавать историю в педагогическом институте. С
середины 50-х годов Гуревич переключает свое внимание со
средневековой Англии на Скандинавию, начинает изучать
эпоху викингов, анализирует специфику устройства
скандинавского (прежде всего норвежского) средневекового
общества, в котором сохранялись основные традиции
древних германцев, практически не затронутые античным
влиянием. Гуревич старается выяснить причины, которые
побуждали молодых норвежцев вооружаться, объединяться в
шайки и отправляться в длительные экспедиции, грабить
города и деревни по всей Европе и на Руси, открывать
новые земли – Исландию, Гренландию, побережье Северной
Америки.
Скачать весь документРазмер файла
aron.doc57 кб