"Сыны света" Иудея, 135-63 гг. до н.э.

Глава двадцатая
"СЫНЫ СВЕТА"
Иудея, 135-63 гг. до н.э.
 
Кто говорит, что он во свете,
а ненавидит брата своего,
тот еще во тьме.
Ап. Иоанн
 
Когда ессейский караван прибыл к цели своего путешествия, перед ним
открылись серо-желтые, опаленные солнцем скалы и неподвижные, мертвые воды.
Но эта картина не могла испугать Учителя и его людей; она напоминала им о
днях Моисея, себя же они чувствовали Израилем, которому предстояло начинать
все сначала. Далеко за горами остался растленный мир; "сыны света", вздохнув
наконец свободно, отрясли прах и повернулись к нему спиной.
Вскоре безлюдное плоскогорье ожило: десятки палаток раскинулись вокруг
руин заброшенной крепости, и на ее месте день ото дня стал вырастать лагерь
ессеев. Он был обнесен стеной, которая вначале имела не столько
оборонительное, сколько символическое значение.
Люди, поселившиеся в Кумране, любили называть себя просто "Израилем",
ибо считали, что лишь они достойны этого славного имени. Старый Завет
нарушался уже многими поколениями, соблазненными духом беззакония и
нечестия. Теперь здесь, в пустыне, ессеи надеялись заключить с Богом Новый
Завет, который будет принят непорочным Остатком, бедняками, чающими Дня
Господня.
Сама мысль о возобновлении Завета не была изобретена кумранцами. Ведь,
согласно Писанию, он заключался множество раз:
с Ноем и с Авраамом, на Синае и в Сихеме, при царе Иосии и при Эзре. А
ввиду приближавшегося Суда Учитедь полагал, что настало время для того
вечного Завета, о котором пророчествовал Иеремия.
Поскольку срок мирового переворота не был известен, ессеям предстояло
прочно обосноваться на берегу Мертвого моря и жить там, неукоснительно
следуя велениям Закона. Помимо Торы правилом для колонии являлся Устав.
Благодаря ему мы можем и сегодня узнать многое о распорядке жизни в
секте.
В основу Устава была положена Книга Второзакония, которая предписывала
ежегодно совершать обряд обновления Завета (1). Из нее вожди ессеев
заимствовали торжественную присягу верности, во время принятия которой
левиты призывали благословения на праведных и проклятия на беззаконных.
Созданная в годы напряженной борьбы с язычеством, Пятая Моисеева книга в
высшей степени отвечала настроению добровольных изгнанников. Но Учитель
пошел дальше Второзакония. Если оно требовало отделиться лишь от
идолопоклонников, то Устав призывал порвать со всеми "сынами тьмы" - будь
они иноверцы или иудеи. Только полная изоляция может спасти "новый Израиль".
Раз Храм в руках "нечестивого священника" - никто из "избранников" не должен
переступать его порога.
Не следует покидать пустыню, разве что в случае крайней нужды; с
"сынами тьмы" нельзя поддерживать никаких отношений, даже торговать с ними.
Нужно забыть о деньгах, на которых начертаны имена язычников и недостойных
царей Иудеи (2). В жизни ессеев царило отвращение к греху; они жаждали
чистоты - нравственной, телесной, ритуальной. О ней должны были напоминать и
белая одежда братьев, и постоянные омовения, и отказ принимать участие в
"делах тьмы". Истинные бедняки Господни обязывались быть непорочными, как
священники пред алтарем, и тогда лишь они могли стать достойными своего
избрания.
Но, готовясь к вступлению в Царство Божие, кумранскйй Учитель в конце
концов создал настоящий культ исключительности. Его стремление соблюсти
чистоту веры привело к отталкивающей сектантской гордыне.
Устав гласил, что члены яхада (союза) должны "любить всех сынов света,
каждого сообразно его жребию в Совете Божием, и ненавидеть всех сынов тьмы,
каждого по его прегрешениям" (3). Между Израилем и царством дьявола-Велиала
полагалась "вечная вражда". А к этому царству относились, по существу, все,
кроме ессеев.
Человек из "мира", раскаявшийся в грехах и поверивший Учителю
Праведности, мог, разумеется, войти в общину. Но добиться этого было не
просто. На пути неофита ставили множество препятствий. Его подвергали
тщательной проверке и испытаниям, а до этого он не имел права даже входить в
лагерь.
Скачать весь документРазмер файла
7.doc754.5 кб