Том 5. Вестники Царства Божия

Александр Мень.
 
История религии. Том 5
 
 
 
История религии. Том 5. Вестники Царства Божия
 
В поисках пути, истины и жизни
 
Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н.э.)
 
 
 
... Да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
 
 
Книги библейских пророков, "вестников Царства Божия", наряду с Законом
занимают центральное место в ветхозаветной части Библии. Вот и эта книга,
посвященная им, пятая из серии "История религии", является центральной-и не
только в семитомнике, но и во всем творчестве отца Александра. С глубиной,
соответствующей уникальному проповедническому и писательскому дару автора, в
книге рассказывается о библейском Откровении и Богоявлениях, раскрывается
библейское учение о Спасении и Искуплении, повествуется о многовековой
борьбе за идеалы библейской этики против обрядоверия.
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Те много ошибаются, кто пророчества Св. Писания
почитают простыми предсказаниями,
предвещанием будущего, и ничем больше.-
В них заключается учение,
учение, относящееся ко всем временам.
П. Я. Чаадаев
 
Книги пророков составляют в Ветхом Завете лишь около четверти всего
текста; по содержанию же им принадлежит центральное место в дохристианской
части Библии. Тем не менее нужно признать, что довольно часто они
оказывались несправедливо отодвинутыми на задний план в сравнении с другими
разделами Св. Писания. Пророки представляли наибольшие трудности для
толкователей Библии, и поэтому во многих изложениях Ветхого Завета они
изображались вереницей бледных, безликих фигур, единственным назначением
которых было предсказать пришествие Мессии. Патриархам и царям, как правило,
уделялось гораздо больше внимания.
Спора нет, образы этих библейских героев обрисованы в Писании с
изумительной жизненностью, сказания о них полны глубокого смысла и
драматизма, но все же их история в значительной степени есть лишь прелюдия к
проповеди великих пророков. Патриархи и вожди, священники и цари древнего
Израиля были той человеческой средой, в которой сверкнули первые лучи
Откровения, проникшие через толщу суеверий, варварских нравов и грубых
представлений о Боге. Один лишь Моисей, загадочный и в сущности непонятый,
возвышается подобно гиганту в сумраке ранней ветхозаветной истории. Он был
подлинным посланцем Божиим, пророком, которому не было равного после него
(Втор 34,10), началом по отношению к другим пророкам (Исх 7, 1; Числ
11,17-25). Его учение раскрылось во всей полноте лишь в классическом
профетизме, начиная с Амоса, первого пророка-писателя.
Под "пророком" обычно разумеют предсказателя будущего; между тем в
Библии против этого узкого понимания профетизма свидетельствует уже сам
термин наби (пророк). Он, по-видимому, происходит от аккадского слова "набу"
(призывать), и, очевидно, "наби" нужно переводить как "призванный" (Богом).
В то же время греческое слово ........... буквально означает того, кто
говорит нечто от лица другого, а в Ветхом Завете есть прямые указания на то,
что "пророк"-это посланник, или вестник1.
Дар предвидения, которым, несомненно, обладали пророки, не имел
самодовлеющего значения; он прежде всего служил под тверждением того, что
они воистину были посланы Богом.
Скачать весь документРазмер файла
5.doc2.21 Мб