Том 3. У врат Молчания

Александр Мень. История религии. Том 3
История религии. Том 3.
 
У врат Молчания
 
В поисках пути, истины и жизни
 
Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры
 
 
ББК 86.3
М 51
Внимание: текст томов 1-6 не сверен и может содержать опечатки!
Консультант А.А Еремин
Издательство "Слово". 1992 г.
ё Н.Ф. Григоренко, 1992 ё В. Г. Виноградов, оформление, 1992
Origin: alexandrmen.libfl.ru
 
 
Третья книга из серии "История религии" вводит читателя в загадочный
мир восточных религий. Ее автор, Александр Мень (1935-1990), убежден, что
знакомиться с древними учениями Индии и Китая следует не по измышлениям
европейских теософских компиляторов, а по первоисточникам: Конфуцианскому
канону и Упанишадам, Бхагавад-Гите и буддистским сутрам. Глубокий анализ
этих и других редких ныне рукописей, а также эпохи их создания позволяет
автору - а вместе с ним и читателю - понять самую суть восточных учений и их
роль в духовных исканиях человечества.
 
 
 
ЗДЕСЬ ИЗНЕМОГ ВЫСОКИЙ ДУХА ВЗЛЕТ.
 
Данте. Рай, XXXI, 142
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
В середине первого тысячелетия до н.э. глубокий кризис потряс старые
магические цивилизации. На смену древней "ритуальной философии" пришли новые
учения и мировые религии, которые во многом изменили внутренний облик
культур и окончательно определили пути дохристианского человечества.
Слово Христово в первую очередь было обращено к миру, выросшему на
идеях великих Учителей, идеях, которые в большинстве своем живы и в наши
дни. Понятия о Боге, Вселенной и человеке, о добре и зле, созданные в Греции
и Палестине, Китае и Индии, пронизывают своим влиянием людей XX века.
Отрешенная мистика и пантеизм, тоталитарная идеология и атеизм, социальные
идеи и утопии - все эти порождения эры Учителей для многих продолжают
сохранять свою привлекательность. С другой стороны, духовные поиски нашего
времени удивительно перекликаются с тем страстным исканием высшей правды,
которое характеризует период Упанишад, Будды, Конфуция, Сократа и библейских
пророков. Поэтому диалог Евангелия с нехристианским миром - не только
событие двухтысячелетней давности, но нечто, продолжающееся и сегодня /1/.
Наше повествование о мировых Учителях разделено на три части. Одна (том
III) посвящена странам юго-восточной Азии: Китаю и Индии, другая - Греции
(том IV), а третья - Израилю (том V). Том VI в цикле рисует панораму Востока
и Запада накануне явления Христа.
 
x x x
 
 
В той величественной эпопее, какой является странствие человека на
путях к Истине, мир юго-восточной Азии составляет особую главу, полную
глубины и значительности. Долгое время европейцам казалось, что "буддийские
страны" - это какой-то парадокс, нечто бесконечно далекое от столбовой
дороги всемирной истории, и поэтому их нельзя рассматривать в едином
контексте общечеловеческой культуры. Действительно, народы юго-восточной
Азии жили в изоляции от средиземноморской семьи культур, порождая
своеобразные, непохожие с виду на другие типы мышления, искусства и религии.
С этими загадочными мирами Европа познакомилась сравнительно недавно. Но чем
больше она узнавала о них, тем яснее становилось, что при всем своем отличии
от западноевропейского и средиземноморского миров Китай и Индия гораздо
ближе к ним, чем думали прежде. Под покровом экзотических драпировок стали
отчетливо вырисовываться идеи, стремления и надежды, свойственные людям всех
континентов. Оказалось, что религиозные системы и философскую мысль Востока
следует рассматривать не как причудливое исключение, а как явление глубоко
родственное Западу/2/.
Изучение Востока положило конец попыткам отсечь его от общего потока
человеческого духа. Достаточно сравнить живопись Египта и Китая, философию
эллинов и Упанишад, Рамаяну и Гомера для того, чтобы убедиться в
поразительном сходстве или, если хотите, родстве между самыми отдаленными
очагами творческого гения. И замечательно, что эта общность культур
проявлялась нередко даже тогда, когда отсутствовали всякие внешние контакты
между ними.
Скачать весь документРазмер файла
3.doc1.17 Мб